Минфин предложил внести изменения в ставки акцизов, существующих в стране на дизельное топливо. Делается это с целью насытить рынок высококачественной продукцией.
Для этого на дизельное топливо более низкого сорта «Евро-4» акциз будет увеличен, а для «Евро-5» как более качественного — уменьшен.
Теоретически такой шаг должен повлиять на нефтеперерабатывающие предприятия и заставить их руководство увеличить объемы производства качественного «Евро-5», чтобы переориентировать часть экспортных поставок на внутренний рынок России.
Газета «Известия» получила возможность ознакомиться с документом, содержащим расчеты Министерства финансов для представления их на совещании с ФАС. Это совещание состоялось в начале августа и главной повесткой дня были вопросы ценообразования на товарное топливо внутри государства.
Министерство финансов заявило, что 60% изготовленного российскими НПЗ дизельного топлива пятого класса уходит за рубеж, а на внутреннем рынке продается более низкое по качеству топливо, цена на которое выше, чем в Европе.
Министерство финансов видит выход из создавшейся ситуации в увеличении разницы в размере акцизного сбора между классами дизтоплива. Начиная с 1 июля эта ставка составляла: «Евро-4» — 5,1 тысяч рублей за тонну, «Евро-5» — 4,5, «Евро-3» — 5,86.
В качестве наиболее удачного примера Минфин приводит ситуацию с бензином: между третьим и пятым классом акцизная разница составляет четыре тысячи рублей, что стимулирует НПЗ производить качественные товары и сбывать их на внутреннем рынке, а не отправлять на экспорт. При этом, согласно статистике, начиная с 2012 года доля потребления бензина высокого класса «Евро-5» растет.
В первом квартале минувшего года она составляла в общем объеме потребленного бензина лишь 0,3%, но уже к первому кварталу увеличилась до 54%. Намного медленнее растет доля потребления высококачественного дизеля: первый квартал 2012 года — 9,2% от 7,64 миллиона тонн, первый квартал 2013 года — 39% от 7,76 миллионов тонн дизельного топлива.
На АЗС стоимость дизтоплива «Евро-3» почти не отличается от «Евро-5», вместе с тем цены для экспорта ниже цен, устанавливаемых НПЗ для внутренних потребителей. Тенденция такого расхождения в цене продолжается.
Так, к примеру, на начало 2013 года стоимость 1 тонны «Евро-5» внутри страны составляла 28960 рублей, а для экспорта — 28895 рублей. В середине года соотношение изменилось: 28869 рублей к 26863 рубля соответственно внутренний рынок и экспорт.
Мнения экспертов относительно того, вырастет ли цена для внутренних потребителей в связи с изменением акцизов, разделились.