Первый завод по переработке нефти в России был довольно «примитивен», весь процесс состоял из одной единственной перегонки.
Суть этого процесса крайне проста. Нефть постепенно нагревают.
У каждого углеводорода, входящего в состав, есть своя точка кипения и точка охлаждения, когда пары снова превращаются в жидкость. Это свойство и есть основа всего процесса перегонки.
Итак, нефть налили в перегонный куб. Перегонный куб — это огромная емкость с крышкой. Начали нагрев. Когда температура нефти поднимется до восьмидесяти градусов Цельсия, начнет испаряться бензол и некоторые другие углеводороды с близкой температурой кипения.
Потом поднимем температуру на двадцать пять градусов, и начнут испаряться следующие углеводороды с температурой кипения от восьмидесяти до ста пяти градусов Цельсия. И далее продолжается весь процесс до конечной температуры триста пятьдесят градусов. Если «перегреть» нефть, то начнут образовываться смолы, которые испортят оборудования.
В ходе модернизации производства над перегонным кубом придумали устанавливать ректификационную колонну. Она представляет собой огромный цилиндр, перегороженный «тарелками». Суть этой колонный в том, что пары, поднимаясь вверх, частично конденсируются на тарелках.
Тарелки находятся на разных уровнях, соответствующих разным t кипения углеводородов. Потом сконденсированные пары переливаются в емкости. Таким образом, собираются углеводороды разных фракций. Каждая фракция имеет свое особое значение. В процессе перегонки получают бензиновую фракцию, фракцию реактивного топлива, дизельную фракцию и мазут.
Чтобы сделать процесс менее энергозатратным и более выгодным, после ректификационной колонны бензиновая фракция перетекает в стабилизационную колонну. Стабилизация нужна для того, чтобы удалить из бензина весь лишний бутан. Чтобы бензин при «соприкосновении» с атмосферой меньше испарялся.
Значит, на первой колонне остается только легкий бензин, далее нефть перетекает во вторую колонну, где забирается весь тяжелый бензин. С боковых отводов второй колонны собирают керосиновую и дизельную фракции.
Снизу колонны получают мазут. Далее тяжелый бензин, керосиновая и дизельная фракции перетекают в отдельные колонны, где очищаются от примесей и получают наиболее «товарный вид». Мазут тоже перетекает в «свою» колонну, где в результате получают гудрон.